Аквапланирование – это эффект вождения автомобиля, появляющийся при контакте с большим количеством воды. Иначе аквапланирование называется «водяной клин» и возникает он в тот момент, когда шины автомобиля теряют сцепление с дорогой из-за водяного слоя на них. Причем в этот момент процент сцепления в разы ниже, чем при взаимодействии с ледяной коркой, так как трение в пятне контакта практически отсутствует.
Как возникает эффект аквапланирования?
Эффект этот довольно простой: когда автомобиль на слишком большой скорости проезжает по луже, то транспортное средство не поддается управлению. Этот эффект чаще всего возникает в межсезонье: весна и осень. Но никто не говорит о том, что в любое время года вы и ваше транспортное средство застрахованы от аквапланирования. Поэтому водители, а особенно новички, при передвижении по влажному дорожному полотну должны быть внимательны в любое время года. Необходимо помнить об усугубляющих факторах и о последовательности действий при столкновении с этим эффектом.
Условия риска
- Повышенная скорость. Из-за нарушенного скоростного режима водоотталкивающие канавки на поверхности машинных шин просто не справляются с удалением большого количества жидкости из пятна контакта. В результате чего между автомобилем и дорожным полотном образуется водяная пленка.
- Избежать аквапланирования при большом объеме воды на дороге невозможно, но правильная реакция водителя позволит максимально просто преодолеть этот препятствие.
- Состояние дорожного покрытия независящий от водителя фактор. Безусловно, чем меньше ямок, бугорков и неровностей на дороге, тем риск «поймать» аквапланирование при равномерном распределении воды на дороге будет высок. Накатанные асфальтовые колеи также таят в себе опасность, так как воды в этих углублениях скапливается больше.
- Старые изношенные или приспущенные шины так же являются опасным фактором. Если давление недостаточное, то шина может промяться, при этом не забирая воду в канавки протектора.
Обучение на категории А и В в Москве
Удобное время обучения: утром, вечером и в выходни дни. Курс теории онлайн!
Действия водителя при аквапланировании
- Сбавьте скорость, как только увидите перед собой лужу. Чем легче машина, тем быстрее она попадает в аквапланирование и становится неуправляемой.
- Держите руль двумя руками. Напрягите корпус и оставьте свободными локти, это важно, потому что при получении удара по автомобильным колесам руль должен твердо остаться у вас.
- Исключайте повороты при проезде через лужу. Держите колеса прямо. Но если этого не удается избежать, то проходите препятствие медленно, плавно, без резких движений.
- Не допускается резко отпускать педаль тормоза перед самым заездом в лужу. Так как передняя часть корпуса автомобиля поднимается, то весь объем жидкости «проходит» под днище автомобиля. Таким образом контакт с дорожным покрытием теряется и автомобиль буквально плывет.
- При выезде в лужу медленно, не бросая резко педаль, отпустите тормоз. Это позволит оперативно сместить вес машины на задние колеса, тем самым сохраняя устойчивость.
Самое главное – сохраняйте спокойствие, контролируйте ситуацию и не торопитесь. В идеале обратитесь к опытному инструктору в автошколе который сможет доступно объяснить и показать всю последовательность действий при эффекте аквапланирования.