Одной из самых распространенных ошибок начинающих водителей на автомобилях с МКПП – небезопасное торможение на дороге. Именно неумелое и неуместное торможение приводит к ДТП. Чтобы обезопасить будущих и начинающих водителей, предлагаем подробно разобраться с правилами торможения и остановки транспортного средства с механической коробкой передач.

Выжимать или нет сцепление при торможении на механике

Как правильно тормозить на механике
В разных автошколах объясняют по-разному: кто-то говорит, что выжимать надо, другие твердят, что пользоваться педалью сцепления необходимо лишь тогда, когда автомобиль практически остановился, чтобы не заглохнуть. Мы скажем так: нужно тормозить по ситуации, так как особенность работы со сцеплением зависит от погодных условий и состояния дорожного полотна.

Что происходит с машиной при выжатом сцеплении

Сцепление – механизм, участвующий в передаче крутящего момента с двигателя на коробку передач и далее на колеса автомобиля. Оно необходимо при плавном переключении передач, для старта автомобиля или его остановки. В остальных моментах движения сцепление не нужно.

Если все же такая ситуация все-таки происходит, то передача крутящего момента разрывается. Это может привести у ухудшению управления автомобиля или, того хуже, заносу.

Наиболее опасные моменты для торможения с выключенным сцеплением:

    • движение на спуск;
    • движение по мокрому или обледенелому дорожному полотну;
    • движение по засыпанному мусором или песком асфальту.

Если же вы решите затормозить при включенном сцеплении, то крутящий момент будет передаваться на все ведущие колеса равномерно. Автомобиль в таких случаях более устойчивый, нагрузки на тормоза становится меньше, и остановка происходит плавно.

Нужно ли сцепление при торможении до полной остановки?

Конечно нужно, но не сразу! Для начала необходимо дождаться понижения скорости до того момента, пока не возникнет ощущение, что транспортное средство вот-вот заглохнет или начнет работать с перебоями. Лишь в этот момент следует выжимать сцепление и продолжать торможение до остановки.

Можно так же поймать этот «подходящий момент» по тахометру: обороты будут близки к холостым.

Зачем нужен крутящий момент при торможении?

Как мы писали выше, крутящий момент при торможении обеспечивает равномерную скорость вращения ведущих колес. Благодаря этому, автомобиль может сохранять заданную рулевую траекторию, которую в случае необходимость будет легко изменить. За счет этого автомобиль может сохранять заданную рулевым управлением траекторию, а в случае необходимости будет легче ее изменить.

Основные виды торможения

1. Штатное торможение

Такой вид торможения происходит в случае запланированной остановки транспортного средства. Это может быть остановка перед светофором, с целью припарковаться или пропустить автомобиль или пешехода.

Такой подход позволяет выдерживать нужную траекторию, а в случае необходимости — быстро набрать скорость

2. Торможение двигателем

Такой вид торможения допустим, чаще всего на затяжных спусках. Водитель в такой ситуации убирает ногу с педали газа, тем самым прекращая поступление топлива и снижая тягу двигателя. Происходит плавное торможение, без нагрузок на тормозную систему.

3. Ступенчатое комбинированное торможение

Суть такого торможения в периодическом нажатии на педаль тормоза за короткий отрезок времени. Сила нажатия на педаль зависит от ситуации:

  • на заснеженном, обледенелом дорожном покрытии или на бездорожьем используется ступенчатый способ торможения с повышением усилия;
  • на сухом асфальте или бетоне используют ступенчатый способ с понижением усилия.

4. Экстренное торможение и руление

Лучше всего при экстренном торможении при менять импульсный(ступенчатый) способ торможения. При необходимости и если позволяет обстановка, можно постепенно переключаться на пониженные передачи.

Руление же совершают в периодах, когда педаль тормоза отпущена. Движения руля такие короткие, импульсные, без перехвата рук. При таком подходе траектория будет более предсказуемой и меньше риска, что автомобиль уйдет в неконтролируемый занос.

ЗАПРЕЩЕНО в аварийной ситуации наклоняться вперед и намертво держаться за руль. Лучше всего упереться спиной в спинку кресла автомобиля. При таком расположении вы будете лучше чувствовать поведение автомобиля и начало заноса.

Торможение на машине с системой ABS

В автомобиле, не оснащенном ABS, при торможении блокируются все 4 колеса. ABS работает так, что при торможении колеса блокируются лишь на короткое время, благодаря датчику. Как только он «понимает», что какое-то колесо заблокировалось, то сразу же посылает импульс к электромагнитному клапану гидравлического блока. В итоге давление тормозной жидкости снижается или прекращается и колесо снова свободно вращается.

Система АВС позволяет применить импульсное торможение без участия водителя. Поэтому тут будет одно простое правило: при возникновении необходимости в быстрой остановке нужно просто нажать на педаль тормоза до упора. Умная электроника все остальное сделает сама.

На бездорожье нужно ориентироваться по ситуации: иногда ABS лучше отключить. Например, на песчаном склоне, где важно, чтобы колеса были постоянно заблокированы. Поэтому водителю нужно постоянно оценивать ситуацию, а не полагаться вслепую на электронику.

Нюансы торможения на машине с МКПП новичку

Вид торможенияДействия
Торможение перед светофором
  1. Уберите ногу с педали газа.
  2. Выжмите сцепление.
  3. Включите пониженную передачу (если была четвертая, значит включайте третью).
  4. Плавно уберите ногу с педали сцепления.
  5. При необходимости притормаживайте автомобиль нажатием на педаль тормоза.

PS: Если дистанция позволяет, то тормозить лучше всего двигателем.

Торможение в повороте
  1. Убрать ногу с педали газа
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. Выбрать пониженную передачу.
  4. Отпустить педаль сцепления.
  5. Притормаживать педалью тормоза до безопасной скорости.

PS: Резкое торможение в повороте недопустимо! Обязательно снижайте скорость.

Торможение на спуске
  1. Увидев знак 1.13 «Крутой спуск», сбросьте газ, слегка притормозите. Это нужно, чтобы успеть оценить ситуацию на дороге и дать сигнал идущим сзади автомобилям о вашем замедлении.
  2. Выжмите педаль сцепления.
  3. Включите пониженную передачу.
  4. Отпустите педаль сцепления.
  5. При необходимости притормаживайте педалью тормоза, не трогая сцепление.

PS: На спуске всегда нужно тормозить двигателем

Торможение на скользкой дороге
  1. Торможение проводиться ступенчатым (импульсным) способом с повышением усилия.
  2. Не удерживайте долго педаль сцепления в выжатом состоянии.
  3. Переключайте передачи как можно быстрее.

PS: будьте внимательны при проезде через мосты: даже если везде сухо, в таких местах может быть наледь.

Торможение в различных ситуациях

Действия при торможении зависит от многих факторов. Ниже изложены всевозможные нюансы.

СитуацияСпособ торможенияНедопустимые действия
Прямая дорога или площадка, служебная остановка или парковкаС включенным сцеплением, если необходимо — применяя торможение двигателемДвигаться на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением
Аварийная ситуация на сухой дорогеИмпульсное торможение с понижением усилияДавить педаль тормоза в пол и удерживать в таком положении
Аварийная ситуация на мокрой или скользкой дорогеИмпульсное торможение с повышением усилияСильно бить по педали тормоза, рулить в момент торможения
Движение на крутом спускеТорможение двигателем на пониженной передаче, помогая автомобилю короткими нажатиями на педаль тормоза (если необходимо)Пользоваться только педалью тормоза, долго тормозить
Прохождение поворотаСбросить скорость заблаговременно, не выключать сцепление в поворотеРезко тормозить, особенно долгим удержанием педали тормоза

Мы постарались разобрать все варианты торможения. Но, если вы новичок и хотите передвигать на своем автомобиле безопасно, то лучше всего обратиться к опытному инструктору и разобрать на практике все вышеизложенные варианты торможения на механической коробке передач.

Связанные услуги автошколы Редавто