Как мы знаем, что дорога — это место, где могут произойти самые неожиданные ситуации, то стоит быть готовым абсолютно ко всему. Например, нельзя чрезмерно нагружать тормозную систему. Но что же тогда делать, когда ситуация требует продолжительного или экстренного торможения? Наш ответ: прибегать к торможению двигателем. Как это делать? Какие есть нюансы? Опасно ли это для автомобиля? На эти вопросы мы и ответим в данной статье.
Что такое торможение двигателем?
Торможение двигателем — это процесс, когда транспортное средство замедляет свой ход за счет снятия ноги с педали газа и целенаправленного переключения передач вниз.
Как это работает? При отпускании педали газа при включённой передаче двигатель перестает придавать ускорение автомобилю, который, в свою очередь, начинает затормаживать. Автомобиль перестает набирать ход или поддерживать скорость, и начинает плавно замедляться.
Нельзя сказать, что такое замедление очень эффективно в сравнении с торможением штатной системой. Но такой способ происходит быстрее, чем при торможении «нейтралкой» или с выжатой педалью сцепления. Резкое переключение, например, с четвёртой передачи на вторую или первую позволяет поднять обороты двигателя и погасить большее количество крутящего момента непосредственно в моторе. За счет чего энергия поступает не от двигателя на колеса, а от колес и трансмиссии в двигатель, когда коленчатый вал совершает вынужденную работу.
Чаще всего такой вид вторжения осуществляется для плавного замедления машины в городском трафике, либо с целью безопасного торможения на скользкой дороге. Особенно владение способом «торможение двигателем» поможет при отказе тормозной системы автомобиля или при длительном спуске с горы.
Плюсы и минусы
Но как и любой способ торможение двигателем имеет свои преимущества и свои недостатки. Начнем с первого.
Преимущества торможения двигателем автомобиля:
- Экономия топлива. Во время движения по городу довольно часто автомобилисты вынуждены двигаться накатом, вынуждая при этом двигатель переходить на холостой ход. В результате чего топливо вынуждено впрыскиваться в камеру сгорания, чтобы поддержать работу двигателя. При торможении двигателем этого не происходит.
- Продление жизни тормозной системы автомобиля. Ни для кого не секрет, что торможение двигателем приводит к изнашиванию тормозных колодок и дисков. При вторжении двигателем торможение происходит ни за счет них, а за счет мотора.
- Сокращение вероятности заноса на скользком дорожном полотне. Такой способ наиболее эффективен зимой, так как при его использовании практически невозможно заблокировать колеса при заносе.
- Эффективность при длительном торможении. Во время движения по затянувшимся горным спускам увеличивается риск перегревания тормозов. На таких участках дороги настоятельно рекомендуется прибегать к торможению двигателем. Данный способ позволяет частично или полностью снять нагрузку с тормозной системы.
- Экстренная остановка. Да, экстренное торможение двигателем может сохранить жизнь автомобилистам. При отказе тормозов этот метод позволяет быстро и эффективно замедлить транспортное средство и избежать аварии на дороге.
- Охлаждение мотора. Довольно часто к торможению двигателем прибегают участники спортивных соревнований. Благодаря ему разгружается не тормозная система, но и двигатель. Так как вспышек в камерах сгорания не происходит, а охлаждающая жидкость и масло продолжают прокачиваться. Что, в свою очередь, позволяет эффективнее охлаждать агрегат.
Обучение на категории А и В в Москве
Удобное время обучения: утром, вечером и в выходни дни. Курс теории онлайн!
Но теперь настала пора озвучить и негативные стороны торможения двигателем. И, как бы это странно не звучало, речь пойдет не о вреде мотору и трансмиссии. Научно доказано, что данный способ торможения никак на них не влияет. К минусам торможения двигателем скорее всего можно отнести:
- Риск попадания в аварию. При торможении двигателем стоп- сигналы автомобиля не загораются. Такой маневр может стать сюрпризом для других участников дорожного движения. Комбинированное экстренное торможение с одновременным использованием тормозной системы и двигателя существенно повышает риск собрать «паровозик».
- Вероятность заноса. Но хочется сразу сказать, что это вполне вероятно у переднеприводных автомобилей. Так как при неправильном выборе передач и грубой работе с педалью сцепления автомобиль может развернуть вокруг передней оси.
- Повышенная нагрузка на привод ГРМ. Во время грубого торможения двигателем с неправильным выбором передач и резкой работой педалью сцепления существенно возрастают нагрузки на привод газораспределительного механизма — ремень или цепь. При неумелом выполнении приема возможен обрыв ремня и цепи, так как во время грубого торможения двигателем с неправильным выбором передач и резкой работой педалью сцепления увеличиваются нагрузки на привод газораспределительного механизма.
Торможение двигателем на механике и автомате
Процесс торможения двигателем на автомобиле с механической коробкой передач довольно прост. Кроме того, существует несколько вариантов такого торможения.
Первый способ: автомобиль сам снижает передачи. Такой способ возможен, когда вы, например, убираете ногу с педали газа и даете возможность своему автомобилю катиться вперед. Тем самым, обороты двигателя будут падать, вы будете понижать передачи, а скорость будет падать. При необходимости можно нажать на тормоз и выжать сцепление, и полностью остановить автомобиль.
Прибегать ко второму способу рекомендуется только в экстренных ситуациях — совместное торможение двигателем и работы педалью газа. В данном случае эффективность торможения возрастает на максимума. Самое главное во время выполнения такого торможения — не крутить в процессе рулем и не перескакивать через передачу. Запрещается переходить с высокой передачи резко на вторую или первую. Это может привести к блокировке колес и потери контроля над машиной.
Лучше всего, при переключении механической коробки вниз применять прием перетасовки. Этот прием помогает мягко включить пониженную передачу и снять нагрузку с синхронизаторов и трансмиссии, а заодно предотвратить резкое смещение веса автомобиля на переднюю ось и уменьшить шанс блокировки колес.
Механизм выполнения перетасовки выглядит так:
- выжимается сцепление;
- выключается передача (коробка в нейтральном положении);
- резким кротким нажатием открывается и закрывается газ;
- в момент падения оборотов включается пониженная передача;
- отпускается сцепление.
Торможение двигателем на автомобилем с автоматической коробкой передач выглядит немного иначе. Но хочется отметить сразу, что на автомате торможение мотором менее эффективно, чем на моделях с механикой.
Дело в том, что современные адаптивные коробки передач умеют подтормаживать двигателем принудительно. При снятии ноги с газа автомобиль самостоятельно начнет замедляться (в принципе, как и авто на механике), но по мере падения скорости электронная система будет автоматически переключать передачу вниз в нужной последовательности.
Водители могут самостоятельно повысить эффективность торможения двигателем на автомате. Для этого нужно лишь прибегнуть к переключению передач вниз в ручном режиме — при помощи селектора или подрулевых лепестков. Правда не каждый автомобиль с автоматической коробкой передач имеет возможность принудительного переключения. На старых моделях автомобилей это невозможно.
Нюансы торможения двигателем на крутых спусках
Не зря инструкторы в автошколе говорят, что при спусках с горы надо применять правило «чем круче спуск, тем ниже передача». Дело в том, что при спуске автомобиль стремится набрать скорость. И логично, что во время такого движения повышаются и требования к тормозной системе. Перегрев тормозных колодок или недостаточный уровень тормозной жидкости снижают эффективность тормозов. В результате чего возрастает риск аварийной ситуации на дороге.
Поэтому некоторые водители прибегают к торможению двигателем на крутых спусках. Но важно знать некоторые нюансы, которые повысят эффективность торможения.
- Оцените крутизну спуска. Для съезда с небольшой горки достаточно второй передачи. Для крутого спуска может понадобиться первая. Чтобы не потерять связь двигателя с колесами, лучше всего заранее выставить необходимую передачу и только после этого отпустить педаль сцепления;
- Скорость автомобиля не должна быть более 30 км/ч. Если скорость увеличивается во время спуска, притормозите для ее снижения. А потом быстро понизьте передачу. Но долго жать на тормоз не рекомендуется — это может привести к перегреву системы. Водители автомобилей с АКПП также могут замедлить авто без использования тормоза. В основном система сама последовательно замедляет движение, но в некоторых ситуациях необходимо установить специальный режим. Можно использовать ручной режим управления скоростями. Правда нужно быть аккуратнее, так как это может привести к поломке коробки передач.
- Ни в коем случае не переключайте коробку передач в нейтральное положение. Таким обрахом вы лишаете себя связи с двигателем автомобиля и возможности предпринять какие-либо меры, чтобы избежать ДТП.
- Следите за дистанцией впереди идущего автомобиля. Обязательно оставляйте двойной запас расстояния между вами и автомобилем спереди. Никогда не переключайте передачи вниз в непосредственной близости от него. При выключенном сцеплении автомобиль будет резко набирать скорость, которую вы не успеете погасить.
Овладев умением тормозить двигателем во время движения на дороге, вы не только экономите топливо и увеличиваете жизнь тормозной системе своего транспортного средства, но и увеличиваете шансы избежать ДТП.