При выборе моторного масла не стоит мониторить рейтинг масел и выбирать из них самое лучшее. Для начала нужно выяснить, какое моторное масло рекомендует производитель конкретного для вашего автомобиля. Во-вторых, рейтинги моторных масел является не всегда объективной оценкой, даже если этим занималась какая-то независимая лаборатория. Во многом результат очень зависит от подбора конкурентов, методики тестирования и специфики испытываемых масел и многих других факторов. Поэтому, перед тем как идти в магазин, нужно хорошо разобраться, для чего нужно это масло, выяснить о его маркировке и всех особенностях. Но не будем долго ходить вокруг да около, а сразу приступим к разбору.
Что такое моторное масло и какую функцию оно выполняет
Для работы двигателя, будь это дизель или бензиновый мотор, необходима смазка (моторное масло), которая смазывает подвижные детали. Без нее мотор вашего автомобиля очень быстро придет в негодность. На сегодняшний день, на рынке огромное количество моторных масел и найти подходящее порой становится очень трудно. Поэтому автовладельцу крайне важно учитывать не только рекомендованный автопроизводителем тип смазки, но и отталкиваться от условий эксплуатации и возраста вашего авто.
Главное назначение масла в моторе — смазывание подвижных деталей узлов и агрегатов для снижения их трения. Благодаря своим вязким свойствам оно пленку на металлической поверхности и тем самым снижает износ и облегчает скольжение. Помимо этого, масло выполняет такую важную работу, как:
- теплоотвод внутри двигателя — именно смазка отводит большую часть тепла от поршня, образуемого сгоранием топлива;
- удаление продуктов горения и окислов — по мере циркуляции смазки твёрдые микрочастицы вымываются из мотора, доставляются в масляный фильтр и оседают в нем;
- повышение компрессии — масляный клин между подвижными деталями нивелирует все неровности и зазоры, тем самым повышая компрессию;
- снижение шума — прослойка масла в моторе между подвижными деталями исключает появление металлического лязга и грохота.
Именно масляная смазка влияет на расход топлива, достижение заявленной производителем мощности, и даже на легкость запуска мотора при минусовой температуре. Но понять и раскрыть все особенности моторных масел поможет лишь правильно подобранная вязкость.
Вязкость масел для двигателя
Большинство автолюбителей России смотрят на значение вязкости по спецификации SAE — Society of Automotive Engineers, или Сообщества автомобильных инженеров. Она является ориентиром, определяющим способность масла работать при тех или иных температурах. Под работой подразумевается не только текучесть, но и способность к образованию той самой пленки, про которую мы писали ранее.
Параметр вязкости масла обозначается в виде кода после аббревиатуры SAE, который принимает вид xW-y:
- X и Y — переменные, которые обозначаются на упаковках цифрами.
- W — разделитель.
Первая цифра с буквой W указывают на низкотемпературное рабочее значение, а второе число в коде указывает на высокотемпературную вязкость. Чем выше цифра, тем при более высокой температуре может работать смазка. Для двигателей в южных регионах это значение важнее, чем первое. А вот для двигателей в условиях Крайнего Севера важны сразу оба параметра.
Вот как делят масла по этой классификации:
- Летние маркируются просто одним числом после SAE — от SAE 20 до SAE 60.
- Зимние маркируются числом с индексом W (winter) — от SAE 0W до SAE 25W.
- Всесезонные маркируются двумя числами: одно с индексом W, а другое без него — от SAE 0W-20 до SAE 25W-40.
Классификация по SAE также задает предельные параметры температуры прокачиваемости для указанных индексов вязкости. Такие значения соответствуют условной температуре проворачиваемости коленчатого вала.
Классификация API
Помимо SAE используется и классификация по API (American Petroleum Institute). Она указывается в виде двух — или четырехбуквенного дробного кода.
Первой буквой всегда обозначается тип двигателя (S — бензин, C и F — дизель). Вторая буква (реже — цифра) указывает на уровень характеристик. И чем она выше, тем выше оказывается и класс масла. Двойной дробный код указывает на совместимость и с бензиновым, и дизельным типом моторов.
В основном, такие кодировки, имеют машины североамериканских брендов. Но на сегодняшнем авторынке эта аббревиатура встречается в паспортах южнокорейских, и китайских авто.
Но, как правило, они сопровождаются альтернативным кодом по SAE. Так что сложности в выборе не будет.
Минеральное и синтетическое масло для двигателя
Следующе на что нужно обращаться внимание после вязки масла – его тип. На рынке сейчас огромное количество, как синтетических, так и минеральных масел, разница которых не только в ценовой политике, но и набором характеристиках.
Международная классификация американского института нефти (API) делит все производимые базовые масла на пять групп в зависимости от происхождения, количества в них ненасыщенных углеводородов, серы и присущего им индекса вязкости.
Масла I, II и III групп получают непосредственно из нефти и называют минеральными. Отличаются они степенью и способами очистки. При производстве базовых масел IV и V групп задействуют технологии органического синтеза, поэтому их относят к синтетическим.
Минеральное масло хоть дешевле, но из-за его нестабильного качества (может «гулять» несмотря на присадки (объем до 10%)) является менее предпочтительным. В основном его вбирают те автовладельцы, которые передвигаются на малооборотистых агрегатах. Исключением являются моторы тех авто, которые изначально разработаны конкретно под «минералку» и неспособны воспринять даже полусинтетику.
Синтетическое масло дороже. Оно и понятно, ведь его получают путем искусственного соединения углеводородов. Благодаря чему все полезные свойства моторного масла формируются еще на этапе соединения.
Этот вид масла более предсказуем. Он понятно ведет себя внутри двигателя как при высоких, так и при низких температурах. К тому же, менять его можно в соответствии с заявленным автопроизводителем интервалом, а не вдвое чаще, чем «минералку» — что является еще одним его преимуществом.
Правильное моторное масло для вашего автомобиля — это то, которое указано производителем в сервисной книжке, приложенной к автомобилю, а не то, которое рекомендует сосед или рекламный баннер. Если в паспорте прописано, например: «рекомендуем лить оригинал» — позвоните официальному дилеру и спросите, какое масло они будут лить в ваш автомобиль, если вы приедете на техобслуживание.
Производители могут указать собственную спецификацию масла, например допуск RN 0710 или VW 502.00, либо необходимость соответствия классификации по международным стандартам.
Выбрать правильные масла проще всего с помощью сервисов подбора на российских сайтах производителей масел: для этого ищите на таком сайте раздел «Подбор масла». Любые устные рекомендации имеет смысл сверять с инструкцией к автомобилю.
Кроме того, срок службы вашего двигателя будет зависеть еще и от того, как часто вы будете менять моторное масло.
Тип двигателя | Интервал замены |
Атмосферный | 10 000 км |
Атмосферный при агрессивном стиле вождения | 7 500 км |
Турбированный | 7 500 км |
Турбированный при агрессивном стиле вождения | 5 000 км |